МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ “МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЖЕРТВАМ ФАШИЗМА”
Рекомендуемый возраст ребенка: средний и старший дошкольный возраст
Адрес: проспект Шмидта, г. Могилев
Содержание беседы с ребенком по ходу движения маршрута
- Спросите у ребенка, что он знает Великой Отечественной войне.
- Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси. В этот далекий летний день люди занимались обычными делами и никто не подозревал. Что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать – защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
- Поинтересуйтесь у ребенка: «Что и где ты слышал о войне? Как думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? ( о героях войны написано в книгах,, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
- Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их возводят? (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжелое время войны. Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы.
- Расскажите ребенку, что в нашем городе есть Мемориальный комплекс жертвам фашизма «Луполовский лагерь смерти». И находится он на проспекте Шмидта.
Вот и сейчас мы пришли на это святое, для всех жителей нашего города место.
Ход прогулки
Расскажите ребенку, что лагерь военнопленных формировался немецкими оккупантами с августа 1941 г. в восточной части Могилева (предместье Луполово) на месте бывшего аэродрома. После захвата Могилева место представляло огромное пространство. В начале войны всех военнопленных, захваченных к востоку от Днепра, немцы сгоняли на 4-й сборно-пересылочный пункт. Этим местом и стал бывший аэродром. Охрану несли караульные батальоны, в составе которых были мобилизованные немцы старших возрастов и полицейские. В 1943 г. значительная часть военнопленных была рассортирована по другим лагерям или угнана в Германию на каторжные работы. По некоторым данным, в лагере содержались узники до июня 1944 г. Среди них были и гражданские лица. Немцы использовали их для возведения укреплений по Днепру против наступающей Красной Армии.
Сохранилось немало свидетельств о страшной участи пленных. С первых дней фашисты пренебрегли всеми мерами гуманности, содержали узников в страшных антисанитарных нормах, пытали, морили голодом, расстреливали. Немцы обнесли территорию колючей проволокой с электротоком, поставили охрану. По отдельным оценкам здесь в течение 3-х лет содержалась до 70 тысяч узников. Обреченные умереть голодной смертью пленные употребляли в пищу речные молюски, траву, сорняки на территории лагеря.
Подойдите к внешней части мемориала, которая представлена стелой: две бетонные вертикали соединены в нижней части перемычкой, в верхней – разорванной решеткой и обратите внимание ребенка, что она символизирует мужество узников.
При входе в закрытую часть мемориала прочитайте ребенку надпись: «Люди! Остановитесь, склоните головы над прахом тех, кто принял мученическую смерть от фашистских извергов в концлагере, который в 1941-1943 гг. находился в этом месте.
Рассмотрите с ребенком нишу с вечным огнем и расскажите, что постоянно горящий огонь символизирует собой память народа о павших героях, борцах за свободу, за честь Родины.
Пройдите в центр мемориала, где располагается 4 ряда по 5 могил и расскажите ребенку, что здесь кроме могил узников концлагеря в братских могилах захоронены воины Красной армии, погибшие при обороне и освобождении Могилева.
Пройдите к Центральной аллее мемориала, где стоит скульптура в виде солдата, преклонившего колено. Расскажите ребенку, что здесь похоронено 53 советских воина. Погибших в июле 1944 года. Памятник установлен в 1948 году.
Покажите ребенку мемориальные плиты и расскажите, что на них высечены установленные имена погибших, в том числе защитников обороны Могилева, воинов погибших в ходе освобождения Могилева, патриотов. Расскажите ребенку, что на центральных плитах запечатлены имена бойцов Красной армии, которые были пленены и здесь погибли.
После прогулки можно поиграть с ребенком в игры, прочитать или разучить стихотворение. Предложите своему ребенку нарисовать то, что он увидел и, что его впечатлило, сделайте вместе с ребенком аппликацию.
Ход: взрослый называет слово, обозначающее один предмет, ребенок называет множественное число слова: самолет-самолеты.
Дидактическая игра «Кто служит в армии»
Цель: закрепление представлений о профессиях; развитие умения соотносить предмет с нужной профессией.
Ход: Взрослый называет атрибут военной профессии, ребенок называет соответствующую профессию: самолет-летчик, танк-танкист.
Загадки
Два брата, ростом по колено,
Везде с нами гуляют и нас защищают. (Сапоги)
Нрав у злодейки буйный, злой,
А прозывается ручной.
Но совсем не виновата В этом грозная … (Граната)
Дальнозоркого мне дали —
Он ко мне приблизил дали. (Бинокль)
На корабле ходить я буду,
Когда на Флот служить пойду.
И тот корабль, подобно чуду,
Взметает встречную волну.
На нём живёт его команда — Все люди разных возрастов.
Я буду младшим, это правда,
А кто назвать меня готов?
(Матрос)
Машина эта непростая,
Машина эта — боевая!
Как трактор, только с «хоботком» — Всем «прикурить» даёт кругом.
(Танк)
Я на «тракторе» служу,
Только так, я вам скажу:
«Ведь прежде чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню».
(Танкист)
Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(Военный летчик)
Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной.
(Моряки)
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном …
(Корабле)
Стихотворения
Константин Симонов «Тот самый длинный день в году»
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
А к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет…
И ставит,
ставит
обелиски.
Максім Танк “Перакройванне шыняля”
— Нешта вы, маці, сыноўскі
Шынель гэты доўга хавалі.
Зараз прыкіну,
Што можна пашыць з яго
Вашаму ўнуку.
Вось толькі шкада,
Мо недзе ля печы
Рукаў асмаліла…
— Не, у той дзень наша вёска гарэла…
— Ну, я памяркую, прыкіну.
Ды тут і крысо, зачапіўшыся,
Нехта падзёр на цвіку.
— Не, гэта — на дроце калючым…
— Тут можна было б падтачыць.
Вось толькі на самых грудзях
Невялічкая дзірка ад молі…
— Не, гэта ад кулі…
Маці
Старая маці за лучынай
кашулю шые і узор
выводзіць песняй салаўінай,
шляхамі святаянскіх зор.
Сын — вольны сокал — партызаніць,
але настане час, з лясоў
ён у кашулі вышыванай
да маці вернецца дамоў.
А можа, можа злая куля
ўпляце ў узор смяротны цень,
чырвонай ружай на кашулі
кроў дарагая зацвіце…
He, не павінен ён загінуць.
Старая хіліць галаву,
і слёзы на кашулю сына
Якуб Колас “Думкі салдата”
Разлучыўся салдат з сваёй роднай сям’ёй,
Развітаўся ён з домам сваім.
Знае лес баравы, дзе дыбаў ён ступой,
Што за думкі віліся над ім.
Замірала душа, млела сэрца яго,
Засцілаліся вочы слязьмі.
Кінуў жонку адну і дзяцей… на каго?
Хоць ты з жалю разбіся вазьмі.
Разважае бядак, дом не йдзе з галавы,
Пахілілася з гора яна.
І здавалася, з ім плакаў лес баравы,
Быццам думка была ў іх адна.
У нязнанай далі мы дажджэмся чаго?
Прападзеш, бы й на свеце не жыў.
І не скажа ніхто, дзе магіла яго,
Дзе ён косці свае палажыў.
Скрозь прагалін лясоў былі хмаркі відны,
Ў сінім небе іх нікла руно.
І здавалася, з ім смуткавалі яны,
Як бы гора было ў іх адно.
Эх, за што? Ну, за што, адкажэце вы мне,
Я павінен другіх зніштажаць
Ці калечыць сябе ў гэтай дзікай вайне
І пад кулі свой лоб падстаўляць?
Вы, што селі ўгары, як вас, каты, назваць?
Не шкада вам нявінных людцоў.
Самадурства сваё вы гатовы купляць
Міліёнамі нашых галоў!
Интерактивное путешествие по Ленинскому району г. Могилева можно совершить по ссылке
https://disk.yandex.by/d/kCdM9KCYQylayQ
Следующий маршрут выходного дня предлагаем вам совершить к Аллее Героев Советского Союза.
В историческом центре города Могилева расположена Аллея Героев. На этой Аллее увековечены имена 104 героев Советского союза. Имена тех, кто родился и жил на Могилевщине и в годы Великой отечественной войны сражался за освобождение своей Родины от гитлеровских захватчиков.
Здесь можно увидеть портреты Нестерова Ивана Фирсовича— гвардии капитана, Чернова Кирилла Прокофьевича – генерал-майора, Романькова Михаила Егоровича— младшего сержанта, а также других прославленных в боях героев Могилевщины.
Аллея была заложена в 1983 году, в 2009 была реконструирована. Аллея представляет собой доску почета в виде металлических конструкций с портретами и информацией о 104 героях Советского Союза. Возле каждой из 26 стел расположены цветочные клумбы, в тротуар встроена подсветка. Авторами проекта Аллеи Героев стали архитекторы Елена Верминич и Валентина Кухаренко.
Маршрут можно начать от остановочных пунктов: «Могилевский государственный колледж искусств» или «Драмтеатр».
Карта маршрута
Виртуальная экскурсия на Буйничское поле
У каждого человека есть свой родной город. Именно от того, каким предстанет он перед ребенком, какие эмоции, чувства вызовет, зависит становление его гражданской позиции, патриотизма. Предлагаем вашему вниманию виртуальную экскурсию на Буйничское поле – место славы, подвига и скорби.
Виртуальная экскурсия на Буйничское поле
Предлагаем Вашему вниманию виртуальную экскурсию в Музей боевой славы города Могилева, который находится в государственном учреждении образования «Средняя школа № 5 г.Могилева»