Республиканский центр психологической помощи
https://rcpp.by
В 2019 году открыт Республиканский центр психологической помощи (далее – Центр), основной деятельностью которого является обеспечение оказания комплексной психологической помощи и социально-педагогической поддержки.
В Центре работает современный многостраничный интернет-сайт.
Справочно:
Сайт содержит информацию о Центре, контакты специалистов, новости и анонсы проводимых мероприятий, а также отдельные блоки актуальной и доступно изложенной информации, которая будет полезной для подростков, родителей (законных представителей) несовершеннолетних и педагогических работников.
На сайте создан чат, который дает возможность анонимного обращения за помощью или поддержкой в критической ситуации каждому ребенку, родителю (законному представителю) несовершеннолетнего и педагогическому работнику по всей территории Республики Беларусь. Для удобства пользователей создана мобильная версия сайта.
Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на ребенка»
Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство детей обожает мультфильмы. Дети готовы часами сидеть перед телевизором. Многих родителей волнует, не вредят ли глазам и нервной системе ребенка такие нагрузки. Разбираемся, что же такое мультфильмы, могут ли они нанести вред ребенку. На самом деле однозначно ответить на этот вопрос не получится. Безусловно, при длительном просмотре, особенно в раннем детском возрасте, в значительной мере могут пострадать глаза. Ребенок может стать более раздражительным, капризным, начнутся проблемы со сном и поведением. Но ведь при правильном подборе мультфильмов они могут приносить немало пользы. Как же быть?
Для начала, нужно ознакомиться с возрастными ограничениями по просмотру телевизора. Если придерживаться этих критериев, вред от телевизора можно свести к минимуму.
* Возрастные ограничения.
Продолжительность пребывания у телевизора или компьютера во многом зависит от возраста ребенка:
— до 1,5 лет смотреть телевизор вообще нежелательно, как и играть в телефоне, компьютере или планшете. Еще не созрела нервная система, слишком чувствительны и уязвимы органы слуха и зрения;
— с 1,5 до 2 лет можно смотреть не более 5-10 минут в день;
— с 2 до 3 лет – не более 10-20 минут в день;
— с 3 до 5 лет – не более 30 минут в день;
— с 5 лет и старше – до 45 минут. Сократить до минимума время просмотра телевизора и видеоигры нужно тем детям, у которых проявляются неврозы, в том числе невротическое заикание. Следует также учитывать, что у каждого ребенка характер и возрастные особенности проявляются по-разному.
* Полезные мультфильмы. Мультфильмы могут быть полезными для общего развития ребенка, например:
— развлекательные мультфильмы, как правило, содержат много шуток и песен. Их полезно смотреть всей семьей, учить стишки и песенки, смеяться вместе: в них много музыки, шуток, сюжеты комичны, песни из этих мультиков легко разучить и потом петь вместе;
— поучительные мультфильмы показывают ребенку различные ситуацию, учат правильно на них реагировать, помогают отличать хорошие поступки от плохих;
— ознакомительные мультфильмы: таких в настоящее время очень много, они помогают выучить иностранный язык, провести утреннюю зарядку, узнать о жизни животных или тайнах океана. Примеры: «Уроки тетушки Совы», «Океаны».
* Какие мультфильмы смотреть ребенку не рекомендуется.
К сожалению, в современном мире не все мультфильмы хороши и подходят для детского просмотра. Поэтому очень важно контролировать то, что смотрит ваш ребенок.
Рекомендуется избегать мультфильмов, в которых:
— есть чудовища, пауки, скорпионы;
— есть злые персонажи, которых нужно уничтожать;
— герои ведут себя агрессивно, взрывают дома и машины, убивают или ранят других персонажей;
— нет наказания злым поступкам героев;
— герои неуважительно относятся к людям, животным, природе;
— персонажи мультфильма не соблюдают правила безопасности, нарушают разумные запреты;
— герои позволяют себе насмехаться над больными, слабыми или беспомощными героями;
— не рекомендуется показывать ребенку раннего возраста мультфильмы с уродливыми, страшными вымышленными персонажами. Как известно, во многих мультфильмах есть плохие герои, но на их примере дети обучаются (добро всегда побеждает зло или же злой герой раскаивается в своем поведении). Если этого не происходит, такой мультик можно считать вредным.
Очень важно! не допускать просмотра мультфильмов, где персонажи совершают опасные для жизни поступки, например, едут на крыше автобуса, бегают по крышам, вылезают из окна на веревке, прыгают с высоты и т.д. К сожалению, дети склонны повторять за любимыми героями даже такие действия, что может быть очень и очень опасно, поэтому допускать такие примеры настоятельно не рекомендуется.
Литература:
- Абраменкова В., Богатырёва А. Дети и телевизионный экран.// Восп. шк. -2006. — № 6. – с.28 – 31.
- Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей.// Дошк. восп. – 1989. – № 4. –С.88-91.
Консультация для родителей «Леворукость: мифы и реальность»
Еще полвека назад опытные учителя начальной школы зорко высматривали в рядах своих учеников тех, кто пытался писать левой рукой, и жёстко пресекали подобные поползновения. А заботливые бабушки начинали волноваться ещё раньше — с того момента, как малыш впервые протягивал ручонку к игрушке: не левша ли? Преимущественная активность левой руки на бытовом уровне рассматривалась как некоторая ущербность. Ну, и действительно: у всех правая, а у этого — левая. Непорядок!
Обратной стороной представления об ущербности левшей являлось убеждение, что они могут обладать некоторыми выдающимися или мистическими способностями. Классический пример обнаруживается в русской литературе: знаменитый герой романа «Левша» подковывает блоху.
Что здесь правда, а что миф? Действительно ли левши обладают выдающимися способностями? И нужно ли настаивать на том, чтобы малыши, предпочитающие левую руку, развивали правую?
Проблемы левшества и леворукости (оказывается, это не одно и то же) интересуют науку (психологию, нейропсихологию, физиологию) в течение уже почти ста лет. И непонятного здесь гораздо больше, чем понятного.
Левшество связано с асимметрией парных органов человека. Благодаря принципу биологической надёжности человек наделён многими органами, дублирующими самих себя. У него пара лёгких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног и т.д. Если один из парных органов отказывает, другой может частично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо, сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части над правой и называется левшеством.
Левшество может быть сенсорным, касающимся органов восприятия. А может быть моторным. Тогда оно касается преобладания левой ноги или руки. Причём возможны самые различные сочетания сенсорного и моторного левшества: у человека может доминировать правый глаз и правое ухо, но быть толчковой левая нога.
Леворукость является частным случаем моторного левшества. Частным, но вырастающим в огромную проблему. Для 85% населения земли правая рука является главной, и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Педагоги старого поколения и родители прошлых десятилетий, приучая всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались вполне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адаптивные возможности ребенка.
Но оказалось, что проблему леворукости нельзя решить механическим способом. Приучить левшу пользоваться правой рукой можно: это доказано на практике. Так и медведя можно заставить кататься на велосипеде! Только это ему, медведю, с точки зрения его биологических функций и природного назначения ничего не прибавляет. А ребенку может сильно навредить. По мнению учёных, переучивание леворукого ребенка «на правую руку» может затормозить его развитие и привести к неврозу.
Объясняется это тем, что рука и её развитие связаны с одним из больших полушарий мозга. Одно полушарие отвечает за работу правой руки, другое полушарие — за работу левой руки. «Ответственность» полушарий распределяется по зеркальному принципу. Правое отвечает за левое, и наоборот. Возможности правой руки определяются левым полушарием.
У подавляющего числа людей левое полушарие является доминирующим. Именно в нём находятся главные центры речи — зона Брока и зона Вернике. Развитие правой руки взаимосвязано с развитием речевых центров. Особенно чувствительна эта связь в раннем возрасте, в период становления речи.
У части леворуких детей картина оказывается перевернутой: речевые центры у них перенесены в правое полушарие. (И оно, соответственно, будет доминирующим.) Согласно зеркальному принципу, доминантное правое полушарие будет стимулировать доминантное развитие левой руки. В результате левая рука оказывается ведущей. Если препятствовать её использованию в этом качестве, это может самым неблагоприятным образом отразиться на развитии речи и на общем развитии ребенка.
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕВШИ
Александр Македонский
Гай Юлий Цезарь
Микеланджело Буонарроти
Леонардо да Винчи
Жанна Д,Арк
Наполеон
Владимир Даль
Иван Павлов
Чарлз Спенсер Чаплин
Брюс Уиллис
Пол Маккартни
Джордж Буш (старший)
Билл Клинтон
Ситуация с передачей функций доминирования правому полушарию рождает массу вопросов. Перенос центров речи в правое полушарие вовсе не означает, что полушария автоматически меняются своими функциями. Правое полушарие отвечает за целостное восприятие, за образное и пространственное мышление. Эти функции за ним сохраняются. Но оно еще и нагружается «ответственностью» за речь. Может, это действительно ценное сочетание, благоприятствующее развитию способностей у детей. Однако это только предположение, не имеющее под собой научного обоснования. И пока нет серьезных оснований считать, что любой леворукий ребенок — потенциальный гений.
Кроме того, не у всех леворуких детей правое полушарие является речевым, а только у 25—50% от общего числа левшей.
Помимо генетической, существует ещё и компенсаторная леворукость, возникающая в результате патологии беременности или родовой травмы, когда ответственность за развитие руки вынуждено брать на себя «чужое» полушарие. В этом случае у ребёнка могут возникнуть сложности при обучении самым различным моторным навыкам. Главным образом, при обучении письму. И здесь очень важно, чтобы он учился писать именно левой рукой: становление навыка будет менее болезненным и более быстрым.
Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям — для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.
Литература:
— Ш.А. Сулейменова «Психологические особенности леворуких детей. Методика их обучения».