ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»
Развитие мелкой моторики с помощью природного материала
Уровень развития мелкой моторики пальцев рук- один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Дети с развитой мелкой моторикой имеют хорошую память, внимание, развитое логическое мышление. В школе, на первом этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы. Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия может привести к возникновению у ребенка негативного отношения к письму. Поэтому необходимо уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для успешного овладения письмом, создать навыки ручной умелости.
Развивать мелкую моторику помогает работа с природным материалом.
Для начала научите ребенка правильно собирать природный материал так, чтобы не причинять ущерб природе: береста и кора бережно снимаются с поваленных деревьев, веточки собираются только сухие, а шишки, семена, листья, плоды — опавшие. Затем необходимо выделить в комнате ребенка место для удобного хранения и доступного использования природного материала в изготовлении поделок, игровой деятельности.
Во время творческих занятий, игр с природным материалом ребенок выполняет работу практически, руками. Его руки — верные и добрые помощники, которые помогают познать свойства самых разных материалов через тактильные ощущения и зрительное впечатление: камешек гладкий- шероховатый, холодный- теплый, листочек прочный- хрупкий и т.д.
Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей.
-Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. В ходе игры побольше разговаривайте с ребенком, ведите диалог, разыгрывайте сценки из поделок, которые создал ребенок своими руками.
-Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать ребенку руку или насобирать красивых камушков и листочков.
-Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
-Важно, чтобы ребенку нравились и поделки из природного материала, и сам процесс их изготовления — позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
-Контролируйте время — оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
-Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики с помощью природного материала: перебирание семян различных растений, обведение листочков по контуру, рисование осеннего узора оттиском листьев, раскладывание листьев, семян, плодов растений по величине, качеству и т.д. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
-Не забывайте хвалить ребенка за каждый успех — критика в этом деле абсолютно не уместна.
-Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не работать с природным материалом- прислушайтесь к его пожеланиям. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии.
Развиваем речь ребенка летом
Лето — это замечательное время года! Можно вдоволь бегать и играть, можно лежать в душистой траве и смотреть на облака, можно купаться и загорать, путешествовать и много гулять! Лето дарит нам неисчерпаемые возможности для развития наших детей.
Обогащение активного и пассивного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.
Для этого ничего специально не нужно организовывать. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут представить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком.
Если Вы на даче, то перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние и осенние работы в саду». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь малыш в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание); узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты, каким трудом дается урожай. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явления природы (гроза, туман, ливень….), растений (ягод, цветов, овощей, деревьев и фруктов).
Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас вашего малыша.
Если Вы с ребенком на кухне, то у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по таким темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов. Задавайте ребенку соответствующие вопросы:
-Попробуй, какой получился салат? Что мы забыли положить в суп? Какую морковку выберем? И т.д.
Называйте свои действия (нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю и т.д.); показывайте ребенку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
Обогащению словарного запаса детей способствуют путешествия, новые впечатления от походов лес, выходы в театр, цирк.
Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, пересказывать короткие тексты, устно сочинять сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей. Вечером просите детей поделиться впечатлениями пройденного дня.
Исправляйте ошибки детей в грамматическом оформлении предложений: ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, неправильном порядке слов в предложении.
Следите за произношением детей. Исправляйте ошибки в произношении слов сложной слоговой структуры.
Уважаемые родители, выполнение этих рекомендаций – залог будущего успешного обучения ребенка как в детском саду, так и в школе!
Двигательное развитие детей дошкольного возраста
Двигательное развитие детей дошкольного возраста имеет огромное значение, так как дошкольный возраст – это очень важный этап в жизни человека. Как показывают исследования, в этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.
В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью».
Уже первый год жизни ребенка имеет важное значение в становлении двигательной функции. Успешность процесса определяется взаимодействием биологических и социальных факторов, которые со временем начинают играть все более существенную роль. Темп двигательного развития в основном определяется биологическими факторами, в то время как социальные могут тормозить или благоприятно влиять на весь его ход.
Как показывают исследования, за первые 7 лет жизни ребенок проходит гигантский путь развития, определяющимися факторами которого являются окружающая среда и воспитание. На развитие личности ребенка и его нервных процессов огромное влияние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связано с деятельностью двигательного анализатора. Формирование двигательных навыков и развития основных физических качеств, таких как быстрота, ловкость, сила, выносливость, так же происходит не одновременно. Вначале ребенок осваивает ходьбу и другие двигательные акты, нужные для самообслуживания, а затем – бег и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни.
Как же осуществляется двигательное развитие детей дошкольного возраста?
В младшем дошкольном возрасте движения у малышей несовершенные, неточные, сознательное управление движениями еще ограничено. У детей этого возраста замедленная реакция. На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К 3 годам формируется умение бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу.
С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают.
В среднем возрасте (4-5 лет) двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость, координация движений, дети хорошо сохраняют равновесие, перешагивают через небольшие преграды, усложняются игры с мячом.
В этом возрасте движения ребенка становятся значительно богаче, разнообразнее, так как расширились возможности опорно-двигательного аппарата. Дети лучше ориентируются в пространстве. На пятом году жизни движения становятся точнее и энергичнее.
Как показывают исследования, в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. На протяжении первых семи лет у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции.
На шестом и седьмом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, дети лучше осваивают ритм. Успешно осваиваются прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель.
По словам А.В. Запорожца, для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями. Возможность стоять, сидеть, ходить, необычайно важна, т.к. «она приводит к значительному расширению сферы действительности, доступной для познания ребенка».
Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка. Правильно оценивать ее необходимо для того, чтобы, умело направляя воспитательный процесс, своевременно вырабатывать у ребенка необходимые навыки.
Отмечается тесная взаимосвязь двигательной и эмоциональной сферы. Движения и вызываемые ими ощущения представляют для ребенка большую ценность, и является непрерывным источником радости. Особенно на ранних этапах онтогенеза, каждое выполненное движение сопровождается яркими эмоциями. По мнению М.М. Кольцовой, именно положительные эмоции, возникающие у ребенка при движении, являются стимулом к их повторению. Семимесячный ребенок, пытающийся встать на ноги, проявляет все признаки радостного оживления. Если в это время попытаться уложить ребенка и прекратить его движения, то он будет кричать, плакать и сопротивляться. Поэтому потребность ребенка в движении может рассматриваться как одна из основных, жизненно важных потребностей.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно — сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособностьдетей.
Разумеется, что становление двигательной деятельности —это процесс длительный, разворачивающийся постепенно, отспонтанных движений и простого приумножения двигательных навыков (в младшем дошкольном возрасте) до развитияумений управлять движениями, ставить цели при их выполнении, добиваться результатов (в старшем дошкольном возрасте).
Таким образом, двигательное развитие можно рассматривать как поэтапное формирование движений, двигательной активности, двигательной деятельности в целом.